середа, 16 грудня 2015 р.

Две Елизаветы

    Вообще, для мировой и, в частности, русской истории пример монарха-эгоиста скорее типичен. Многим историкам бросалась в глаза очевидная, хотя и не однозначная параллель между царствованиями Елизаветы Тюдор и российской государыни Елизаветы Петровны. В самом деле, в их судьбе можно найти много общего.
    Обе выросли в тени отцов — великих государственных мужей. И Генрих VIII и Петр I отличались крутым нравом и сердечным непостоянством. Обе Елизаветы были лишены права престолонаследования, так как их происхождение считалось сомнительным (Елизавета Петровна родилась до брака Петра с Екатериной I). Детство обеих прошло в атмосфере постоянных дворцовых интриг, которые закалили характер и научили хитрости и изворотливости ума. Так же как Елизавета Тюдор при царствовании Марии Кровавой, Елизавета Петровна подвергалась всякого рода гонениям при Анне Иоанновне. Обе принцессы были вынуждены искать защиты в тесном кружке лично преданных лиц, что еще до восшествия на престол породило их известную зависимость от определенных мужчин (у Елизаветы Петровны на первое место выдвинулся Алексей Разумовский, у Елизаветы Тюдор — Роберт Лестер и Уильям Сесил).
    В их характерах также можно найти много сходства. Обе обожали наряды и светские развлечения и часто предоставляли решать государственные дела своим ближайшим советникам. Обе унаследовали от отцов крутой нрав — Елизавете Тюдор ничего не стоило в пылу гнева сломать придворной даме палец или полоснуть ножом по руке; Елизавета Петровна ругалась на «конференциях при высочайшем дворе»6 словами, которые подошли бы неотесанным мужикам, но уж никак не образованной светской женщине.
    Обе женщины были бездетны, хотя Елизавета Петровна не носила с гордостью и тщеславием титул «девственницы». Напротив, всем при дворе было известно о ее морганатическом браке с Алексеем Разумовским. Проблема наследника стояла особенно остро и в России, и в Англии; Елизавета Петровна пыталась решить ее, выписав из Голштинии своего племянника Карла-Петра-Ульриха, которого объявила своим приемником. Как известно, выбор ее был не слишком удачен — юноша оказался бездарным и неприспособленным к государственным делам. Впрочем, сосватав ему в жены Софью-Августу-Фридерику Ангальт-Цербстскую, Елизавета, сама того не подозревая, совершила очень полезное дело для истории России.
    При всем их сходстве обе Елизаветы вошли в историю как совершенно неравнозначные фигуры. 20-летнее царствование Елизаветы Петровны, в котором, кроме Разумовского, немаловажные роли играли П.И.Шувалов, М.И.Воронцов, А.П.Бестужев, было достаточно спокойным и плодотворным периодом в истории России. Были проведены позитивные административные и финансовые реформы, решался национальный вопрос на Украине, проводилась разумная внешняя политика, открылся Московский университет, была неофициально отменена смертная казнь. Однако блестящее царствование Екатерины II затмило скромное правление Елизаветы Петровны, и предпосылок для ее позднейшего возвеличивания не возникло (хотя при жизни она и пользовалась неизменным уважением; ее называли «дочерью Петра Великого» не только по праву рождения, но и за личные заслуги).

Источник: Интернет

Немає коментарів:

Дописати коментар